Авторизация:

Доклады

Действовать! Промедление может грозить утратой привлекательности ШОС

Недавно в "южной столице" Казахстана,  Алма-Ате, прошел 3-й Форум Шанхайской организации сотрудничества. Обсуждалось достигнутое, однако акцент делался на анализе сегодняшней ситуации, существующих проблемах, а также на вопросах, требующих, по мнению экспертов, неотложного решения. Наш портал намерен познакомить читателей с наиболее интересными мнениями и сообщениями, прозвучавшими на Форуме.

Предлагаем вниманию читателей  Доклад Национального исследовательского центра ШОС Республики Казахстан  (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан, который на Форуме озвучил директор ИМЭП – Мухамеджанов Бектас.

Уважаемые делегации национальных исследовательских центров государств-членов ШОС,

Уважаемые представители государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС,

Дамы и господа! 

Разрешите представить Вашему внимаю доклад Национального исследовательского центра ШОС Республики Казахстан – ИМЭП при Фонде Первого Президента Республики Казахстан.

Пять лет прошло с момента проведения 2-го заседания Форума ШОС в Алма-Ате, и сегодня целесообразно задаться вопросом, каких успехов добилась ШОС за эти годы?

Достижения ШОС, безусловно, очевидны. Шанхайская организация сотрудничества на собственном примере предложила качественно новую модель межгосударственного партнерства, характеризующуюся подлинным паритетом стран-участниц, взаимным доверием, стремлением к совместному процветанию и уважением к цивилизационному, культурному, религиозному, политическому, концептуальному многообразию. «Шанхайский дух» как сущность этой модели воплощает в себе основные принципы международных отношений в многополярном мире, и в этом его современное значение и потенциал на будущее, выходящее за рамки ШОС.

Одной из важных стратегических вех деятельности ШОС является принятие Астанинской декларации десятилетия Шанхайской организации сотрудничества, в рамках реализации которой государства-члены ШОС продолжают наращивать усилия по достижению основных целей ШОС в соответствии с принципами и положениями Хартии ШОС и долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Организации.

Важным итогом межгосударственного партнерства стало достижение консенсуса в решении спорных пограничных вопросов, что стало возможным благодаря Совещанию по урегулированию территориальных и региональных конфликтов (Совету по пограничной безопасности) – органу, который занимается урегулированием существующих конфликтов в зоне ответственности ШОС, реализацией мер доверия и продвижением методов превентивной дипломатии. При этом ШОС усилила гарантии суверенитета стран-участниц.

Вместе с тем у ШОС остается значительное количество нерешенных вопросов. В частности, несмотря на созданную в рамках Организации структуру по использованию трансграничных водноэнергетических ресурсов, проблема, связанная с трансграничными реками, не теряет своей актуальности. Что касается многостороннего торгового сотрудничества, включая инвестиционные проекты в рамках ШОС, то здесь главной темой является отсутствие эффективных механизмов осуществления соответствующих задач.

Регион ШОС нельзя отнести к числу наиболее благополучных с точки зрения безопасности, что обусловлено близостью зон политической нестабильности – Афганистана и Ирана. Нельзя забывать и о влиянии глобального финансово-экономического кризиса на регион, и как следствие, имеющихся экономических и социальных проблемах, межэтнических противоречиях. Все эти факторы могут использоваться и используются террористическими организациями, экстремистскими силами, наркомафией и криминальными группами.

Как известно, одним из первых документов организации стала принятая в июне 2001 года Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом – так называемыми «тремя силами зла». Большое внимание уделяется повышению эффективности мер по обеспечению региональной безопасности. В рамках укрепления потенциала оперативного отражения угроз, исходящих от «трех сил зла», формируются силы быстрого реагирования ШОС, выполняющие в случае обращения государств-членов контртеррористические функции при тесной координации действий с ОДКБ. Нельзя не отметить позитивную роль таких структур как РАТС, Антинаркотический центр ШОС.

Однако сегодня можно констатировать, что тех усилий, которые предпринимаются как в рамках организации, так и каждым отдельно взятым членом ШОС, явно недостаточно для противодействия факторам «трех зол». Несмотря на высокие показатели предотвращенных экстремистских действий, наблюдается тенденция резкого возрастания нестабильности, связанная с проявлением «сил зла» во всех странах ШОС. Это обусловлено как дестабилизацией в Афганистане, Иране, Пакистане и отчасти в Индии, так и отдельными внутригосударственными политическими и социально-экономическими факторами. Этот тренд отчетливо проявился в виде террористических актов, произошедших в городах Тараз и Астана в прошлом году.

Особого внимания требует решение организационно-технических процедур в деятельности ШОС. Первоочередной задачей повестки дня должно стать избавление от излишней бюрократизации механизмов функционирования Организации. С сожалением приходится констатировать, что большинство решений носит декларативный характер, не получая практической реализации. Совместно одобренные инициативы глав государств-членов не находят своего воплощения на практике. В частности, как следствие бюрократизации механизмов принятия решений, до сих пор не реализована полноценная деятельность Энергетического клуба ШОС. Остался вне внимания проект Азиатской энергетической стратегии.

В виду организационного несовершенства правовой базы, регламентирующей порядок приема новых членов, а также нечеткости критериев предоставления статуса наблюдателя, технические аспекты расширения ШОС процессы приема новых участников Организации существенно осложнены и излишне затянуты. Это препятствует реализации продекларированного принципа открытости ШОС, утвержденного Меморандумом об обязательствах государства-заявителя. Кроме того, таких мер не достаточно для полномерного решения комплекса вопросов, связанных с расширением ШОС.

В полной мере не используется потенциал взаимодействия стран-членов  со странами-наблюдателями и партнерами по диалогу с ШОС, и это, в свою очередь, порождает неопределенность в отношениях между самими членами ШОС в отсутствие общего ценностного идеологического стержня Организации. Тем более что в условиях нарастания геополитической конкуренции любая нерешительность или промедление могут грозить утратой привлекательности или инициативы любого из действующих или потенциальных участников.

В этой связи важным вопросом, требующим решения, остается оптимизация организационно-технического регламента деятельности ШОС, прежде всего, в части развития партнерства по диалогу и привлечения в Организацию новых наблюдателей.

Одной из ключевых задач остается анализ общности интересов ШОС с такими международными и региональными структурами как ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕС, НАТО и другими организациями.

Хотелось бы верить, что все эти вопросы будут решены в краткосрочной перспективе, и  это позволит конкретизировать деятельность ШОС, наполнить новым содержанием все сферы Организации с учетом императивов, вызовов и угроз современности. Поэтому разрешите пожелать Форуму плодотворной, динамичной и эффективной работы в этом направлении.

Организаторы